С новым творческим потенциалом трудится сегодня коллектив Оренбургского текстильного комбината.

Последние несколько лет были ознаменованы для предприятия поиском современной и мобильной формы существования в условиях жёсткой конкуренции. Проведённая руководством комбината реструктуризация позволила не только сохранить производство (заметим, одно из немногих в России оно продолжает активно развиваться), но и найти свою нишу в сложной структуре современного рынка. В последние годы на предприятии была проведена модернизация производства, позволившая значительно изменить ассортимент продукции. Сегодня комбинат выпускает целый ряд высококачественных мебельных тканей, художественный гобелен, ткани для профессионального клининга. Весь спектр продукции востребован на рынке и получил высокую оценку потребителя. Но особое внимание хочется уделить сегодня художественным гобеленам – новому детищу «Орентекса».

В 2009 году руководство предприятия приняло решение закупить в Бельгии и Германии жаккардовую линию для производства гобелена уникального качества.

С помощью этой современной чудо-техники стало возможным создание гобеленовых полотен, которые по праву сравнивают с произведениями искусства.

Директор комбината Роман Переверзев вспоминает, как всё начиналось:

– Мы давно мечтали создать собственную оригинальную коллекцию гобеленов. Размышляя о том, какую тему хотелось бы развивать, решили обратиться к наиболее авторитетным музеям нашей страны. Первым партнёром в этом проекте стал Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина. Наше знакомство сразу принесло взаимно интересную тему для сотрудничества. Оказалось, что в Пушкинском музее изобразительных искусств недавно закончилась выставка «Сотканный мир египетских христиан», где были представлены коллекции коптских тканей. Ранее большая часть этих экспонатов хранилась в собраниях государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге. Вот эти ткани и стали для нас связующим звеном. Мы с коллегами из ГМИИ решили воссоздать некоторые образцы этих древних тканей и представить их в музее как сувенирную продукцию.

Собрание произведений древнеегипетского искусства ГМИИ имени А.С. Пушкина – одно из наиболее значительных в мире. В нём представлены все периоды развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (4 тысячелетие до н. э.) вплоть до коптского (IV – VII века н. э.) Самая известная область коптской культуры – это ткачество. Термин «коптская» имеет следующее происхождение. Древние греки называли жителей страны фараонов «айгип-тос», то есть египтяне. Арабы, подчинившие Египет в середине VII века, переиначили это слово на свой лад. Они стали именовать египтян, в большинстве своём исповедовавших христианство, коптами. Отсюда копты – жители долины Нила, и слово «коптский» – для обозначения языка, культуры и искусства древнего народа. Коптское искусство охватывает IV – XII века. Вобрав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, со временем оно превратилось в сплав языческих и христианских представлений, выраженных в искусстве. Одна из самых известных его страниц – коптский текстиль. Для изготовления ткани коптские мастера использовали различные материалы: коноплю, хлопок, шёлк, лён и шерсть. Далее из этих тканей делали одежду, покрывала, занавесы и прочие текстильные изделия. Коптские ткани производились на протяжении тысячи лет и поэтому являются своеобразной энциклопедией орнаментов древнеегипетских, греко-римских и ближневосточных. Как пишет научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ Ольга Лечицкая, «коптский текстиль является уникальным источником, содержащим важную информацию о бытовании тканей и той значительной роли, которую они играли в позднеантичном и средневековом Египте».

Большая часть тканей была найдена в погребениях, где хорошо сохранилась благодаря сухому климату и песчаной почве. Основную ценность в найденных текстильных изделиях представляют орнаментальные вставки, выполненные чаще всего льняными и шерстяными нитями в традиционной для коптов гобеленовой технике. Некоторые из них и воспроизвели на «Орентексе».

Здесь представлены различные тематические орнаменты, где фигурируют античные, христианские и мусульманские мотивы. Разглядывая эти дизайны внимательно, понимаешь, как тесно сплелись в них разные культурные традиции. Перед нами наглядный пример интеграции творческого наследия совершенно разных народов. В этом и уникальность коптских тканей. В завершение темы заметим, что искусствоведы сравнивают именно эпоху поздней античности в истории Египта с Возрождением в Италии. Так высоко оценивают специалисты уровень художественных достижений той эпохи.

А следующая тема сотрудничества Пушкинского музея и Оренбургского текстильного комбината поведёт нас как раз в эпоху Возрождения. Это будет знакомство со средневековым искусством, представленным шпалерами – ещё одним уникальным памятником истории в гобеленах.

Анна ГУСЕВА



  • С новым творческим потенциалом трудится сегодня коллектив Оренбургского текстильного комбината.
  • С новым творческим потенциалом трудится сегодня коллектив Оренбургского текстильного комбината.
  • С новым творческим потенциалом трудится сегодня коллектив Оренбургского текстильного комбината.
  • С новым творческим потенциалом трудится сегодня коллектив Оренбургского текстильного комбината.
  • С новым творческим потенциалом трудится сегодня коллектив Оренбургского текстильного комбината.
    • 0
    • 3 573
    • Яндекс.Метрика